ПРАЗДНИК ОТ МУДРЕЦА

Вадим БРУСЯНИН,- «Вечернее время», 2006, № 49, 15 декабря



Если вы хотите праздника в театре, обязательно посмотрите новый спектакль Театра имени Ленсовета «На всякого мудреца довольно простоты». Праздник даруют вам прежде всего актеры: все они блистательны и безупречны! Эта премьера - первая после ухода из жизни его художественного руководителя Владислава Борисовича Пази, и, хочется верить, что он ее одобрил бы. Одна из самых репертуарных пьес великого драматурга поставлена, как бурлеск, как народное представление - режиссура и сценография Василия Сенина отважна, дерзка, неожиданна, изобретательна. Я, разумеется, и не ждал, что нынешняя сценическая версия знаменитой комедии будет подана в стиле «дома Островского» - столичного Малого театра: в декорациях, дотошно воссоздающих бытовые реалии Х1Х века, и в костюмах купеческого Замоскворечья. Сенин и художник по костюмам Мария Брянцева облачили персонажей в одежды современные, хотя и не поскупились на изысканность дамских туалетов, а оформление сведено до минимума - происходит ли действие на рампе, перед занавесом, либо на сценической площадке. Этот художественный прием вызывающе декларативен. Островский и сегодня злободневен, как никакой другой русский драматург, и потому незачем лукавить и рядиться под давно ушедшую эпоху, заставляя зрителей выискивать в ней аллюзии с современностью. «Не ищите их!, - взывают к нам авторы спектакля. - Глумов и его мать, Крутицкий и Мамаевы, Турусина и Городулин живучи и неистребимы. Они среди нас. И все, что вы увидите, случается и сейчас, в ХХ1 веке». 
В одном из интервью Владислав Борисович Пази сказал: «Театр не должен делать вид, что он - жизнь». Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» и не пытается подделываться под нее, копировать. Это спектакль-притча: он - вневременной, он о неизменности человеческой природы. Поэтому генерала Крутицкого - Сергея Мигицко - мы видим в сером неснимаемом френче образца двадцатого века, с орденскими планками на груди, а Глумова - Дмитрия Лысенкова - в таком же, как и на каждом современном мужчине, костюме. Мамаева - Анна Алексахина - экстравагантна по-сегодняшнему, богатая купчиха Турусина - подстать обитательницам особняков на Рублевском шоссе, а в ее племяннице Машеньке - Кристина Кузьмина - мы узнаем повадки и манеру изъясняться нынешних московских девиц. И если вы приняли предложенные театром правила игры, то не удивитесь и поющему на сцене мужскому хору в мундирах ансамбля песни и пляски Северо-Западного округа внутренних войск МВД России, и гипсовым истуканам на высоких постаментах - символам нашего неизживаемого имперского мышления. 
Осовременивание на сцене классики сейчас либо мода, либо желание эпатировать публику. Нынешнее же прочтение комедии Островского, на мой взгляд, - попытка снять с нее полуторавековый замшелый камуфляж и обнажить, выявить, заострить суть извечного противостояния приспособленчества и честности. 
Вадим БРУСЯНИН