Преступление и оправдание

Галина Супрунович,- Musecube, 30.12.2013

28 декабря 2013 года на малой сцене Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета состоялась премьера спектакля по мотивам произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Постановка является режиссерской работой студента СПбГАТИ Сергея Волкова. В спектакле играют студенты IV курса СПбГАТИ.

Создатели спектакля неоднозначно подошли к проблеме произведения «Преступление и наказание» связав всем известный литературный сюжет и событие, произошедшее 22 июля 2011 года, когда норвежец Андерс Брейвик взорвал бомбу в центре города Осло и расстрелял 67 человек на острове Утойа, после чего сдался полиции.

Действительно, между чудовищным преступлением Брейвика и одним из наиболее узнаваемых произведений русской литературы существует прямая связь. Брейвик совершил поступок, который мог бы быть «сверхчеловеческим» по мнению Раскольникова. Прекрасно спланированное преступление с обвинением, зашедшим в тупик. Безумный поступок, который никак нельзя осудить, с точки зрения общечеловеческой логики. Идея отличная, но попытка перевести сюжет произведения «Преступление и наказание» в современную реальность неизбежно приводит к возникновению множества нестыковок.

Весь трагизм произведения Достоевского, помимо метаний Раскольникова, строится на нищете. Тут и возникает главная нестыковка. Все-таки убийство старухи у Раскольникова, было связано также и с его бедственным положением. Все-таки, он изначально хотел помочь своей семье. Брейвик же совершил убийство без скрытых корыстных мотивов.

Печальная судьба Сонечки Мармеладовой и Авдотьи Романовой также связана с нищетой. В современных реалиях поступок Сонечки мог бы показаться немного диковатым, а двусмысленная ситуация Авдотьи Романовой и вовсе совсем непонятной.

Спектакль «Преступление и наказание» - этюдный. Почти все сцены постановки содержат мотив оправдания. Актеры работают с публикой, пытаясь у нее получить оправдание за свои ужасные поступки. Получается неплохо.

Родион Раскольников, он же Брейвик (Сергей Волков) открывает спектакль, приводя публику в ужас и замешательство, описывая свои предстоящие убийства. Создает напряженную и мрачную атмосферу, хорошо держит внимание зала. К сожалению, режиссер немного перестарался с созданием «зловещей атмосферы», переоценив возможности зрителей, переборщив со сценами «запугивания».

Отлично разряжают атмосферу сцены с Разумихиным (Син Бончал) который в этом спектакле оказывается почему-то гастарбайтером. Лучше всего удалась сцена с новосельем Разумихина, где драка между Раскольниковым и Лужиным происходит в малюсенькой «квартире» Разумихина, где все гости могут поместиться только стоя.

Образ Мармеладова (Антон Филипенко) прекрасно ложится на современные реалии. Складывается ощущение, что Мармеладов зашел сцену случайно из соседнего питейного заведения и готов с каждым из публики вступить в достаточно неприятный диалог. Эффект усиливается еще и тем, что в момент этого диалога загорается свет, стирая барьер между сценой и зрительным залом.

Неплохо удалась сценка со Свидригайловым, вытаскивающим на середину сцены пианино, но вместо того, чтобы играть на нем, разворачивает мини-бар.

Женские роли запоминаются в меньшей степени, Сонечка получилась достаточно агрессивной, также как и Авдотья Романовна. Все-таки при любой трактовке сюжета, в них должно быть хоть немного женственности и мягкости.

В целом спектакль получился необычным и по-юношески максималистичным. Такая трактовка романа могла возникнуть только у нового поколения режиссеров и актеров.

Конечно, весь сюжет и невозможно воспроизвести в наши дни, но какие-то отдельные моменты, такие как сумасшедшая теория Раскольникова, к сожалению, бессмертны. Злодейства Раскольникова, доказывающего свое «право», по сравнению с реальными преступлениями людей, борющихся за свои безумные идеи, уже не кажутся такими уж чудовищным.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE