"Ревизор» в Театре имени Ленсовета

Андрей Пронин,- «Афиша», 2009, 20 апреля - 3 мая


Превосходный спектакль - преимущественно для семейного просмотра

 

Режиссер Сергей Федотов насторожил еще на пресс-конференции, сообщив, что собирается показать миру беспримесного Гоголя, очищенного от «штампов метафорической режиссуры». Но чтобы настолько?! Рецензент в затруднении: оценка спектакля зависит от... мм... времени показа. Если утром - браво! Если вечером - сдержанные хлопки.
Поймите правильно: Городничему - Сергею Мигицко я готов бисировать бесконечно долго. Тут налицо какая-то феноменальная включенность в роль - будто бы Мигицко всю жизнь тайком якшался с Бобчинскими и Добчинскими и наконец дорвался поговорить о наболевшем. Он фонтанирует изящными буффонными трюками: вытягивается во фрунт при упоминании о столичном начальстве, благоговейно целует пальцы мнимого ревизора, стоит им случайно оказаться подле его смиренного лица, в административном восторге садится прямо на клавиши фортепиано - притом все это проделывает без клоунского нажима. И ей-богу, время от времени Мигицко напрашивается на сравнение с великими театральными комиками. Да и другие артисты на высоте - только подбирай эпитеты. Анна Алексахина (Городничиха) великолепна: взбалмошная кокетка с уморительным говором. Маргарита Иванова (дочь Городничего) изумительна: вместо традиционной для «Ревизоров» уменьшенной копии маман - мечтательный подросток с поэтической душой. Евгений Филатов (Бобчинский) грандиозен: ртутно подвижный хлопотун, пышущий от счастья, стоит ему оказаться в центре внимания. Александр Новиков (Земляника) неописуем: необъятных размеров мрачный увалень, при малейших карьерных перспективах обретающий масляную мягкость записного льстеца. Хорош Олег Андреев (Ляпкин-Тяпкин) - колоритный мужлан-тупица с медвежьими ухватками. Да и пустозвон Хлестаков в исполнении Олега Федорова неплох, хотя и сыгран с явным перехлестом. Прибавьте ко всей перечисленной роскоши остроумную, яркую и здорово отрепетированную эксцентрическую пластику, поставленную Сергеем Грицаем, и вроде бы положено захлебнуться от восторга и пропеть хвалу капитану блестящей эскадры - режиссеру Федотову.
Одна беда: этот превосходный спектакль - детский. Возможно, лучший детский спектакль Петербурга. И здесь не игра в учебник литературы, как в нежно-иронических спектаклях Петра Фоменко, сравнения с которыми, наверное, ждет режиссер. Это учебник литературы и есть. Все гоголевские мотивы, не входящие в школьную программу, будь то социальные, сексуальные, религиозные или этические, упразднены веселым завучем. Остались смешные игры чудаков, которые никогда «не проходили» ни одного настоящего взрослого греха, а только стреляли из рогатки. Рай, утопия, лубок, детский мир. Для семейного просмотра рекомендуется настоятельно, но совершеннолетний зритель должен быть осторожен: есть риск испытать неприятное чувство, что вас страшно талантливо, но без спросу усыновили. 
Андрей Пронин